Главная  →  Статьи →  Знакомьтесь: поколение Y

Знакомьтесь: поколение Y



В 1993 году проводились глубинные интервью с молодыми людьми на работе. Это было незадолго до того, как первые представители поколения Y, родившиеся на стыке с поколением Х, еще будучи подростками, стали приходить на работу. С тех пор мы наблюдали, как это поколение начинает работать, обретает понимание себя, своего пути и мотивации, которая ими движет. Чтобы понять исторический контекст появления поколения Y, я хотел бы отступить на шаг назад, сделать небольшой экскурс в историю и остановиться на том, какие события сформировали поколения, предшествовавшие появлению поколения Y.

Поколение, появившееся на свет до начала эпохи бебибума (период послевоенного всплеска рождаемости в Америке), — я называю его поколением Schwarzkopf, росло в 1930-е и 1940-е годы. Их становление пришлось на период уверенности и стабильности, за которым последовали депрессия и война. На поколение беби-бумеров, рожденных в период с 1946 по 1964 год, пришлись две основные эпохи: эпоха стабильности в 1950-е — начале 1960-х и эпоха серьезных социальных потрясений в 1960-е. Поколение Х появляется на сцене в 1970-е, когда взрослые с головой погрузились в «Десятилетие Я». К моменту их взросления в конце 1980-х и в начале 1990-х глобализация и технологии привели к тому, что мир стал взаимозависимым и быстро меняющимся.

Обострилась конкуренция, а информационные потоки стали определяющим фактором развития. Начало их работы пришлось на период децентрализации, и они еще застали последние дни стабильной работы. И пока старшее поколение цеплялось за рабочие столы, стеная: «Держитесь! Эта настоящая революция! Пожалуйста, не надо меня разукрупнять», мыслящее по-новому, готовое самостоятельно строить свою карьеру, пусть и в роли независимых агентов, поколение Х лишь пожимало плечами: «Да, разукрупняйте. Что уж там». И вот теперь поколение Y.

Демографы обычно несколько расходятся, определяя рамки каждого поколения, но в целом считается, что поколение Х заканчивается рожденными в 1977. Некоторые предлагают классифицировать родившихся в период с 1978 по 2000 год как поколение 2000-х (Миллениума). Учитывая нарастающий темп изменений, мне кажется, что это слишком большая группа, я бы разбил эту когорту на две подгруппы: поколение Y (рожденные в период с 1978 по 1990 год) и поколение Z (рожденные в период с 1991-го по 2000-е). Старшим представителям поколения Y только исполнилось тридцать, но эта статья посвящена основному костяку поколения Y, чье рождение пришлось на период правления Рейгана, взросление — на 1990-е, а совершеннолетие — на 2000-е, тем, кто составляет молодую поросль рабочей силы.

Вот короткий рассказ о поколении Y. Если вам нравилось поколение Х, то вы не сможете не влюбиться в поколение Y. Оно как поколение Х в режиме быстрой перемотки и с самооценкой, как если бы его накачали стероидами. Детство поколения Y пришлось на 1990-е, а их взросление происходит сейчас в 2000-е — эпоху неопределенности. Бытует мнение, что основные исторические силы, формировавшие поколение Х формируют и поколение Y, а именно: глобализация и развитие технологий, постоянно меняющие общественные институты, лавинообразный рост потока информации и повсеместное ускорение темпа, когда все требуется срочно. Но все эти силы приобрели такое колоссальное ускорение при жизни всего одного поколения, что я берусь утверждать, что поколение Y получило уже принципиально иной жизненный опыт, произошла радикальная смена поколениЙ.

Глобализация и развитие технологий формируют изменения с начала времен. Но именно при жизни одного поколения, поколения У, произошли качественные изменения. В конце концов, у нас всего один мир, и сегодня он как никогда взаимосвязан. Представители поколения Y общаются в сообществах по интересам в режиме реального времени вне зависимости от своего географического положения. И по мере того, как наш мир сужается (или становится более плоским), значительные и мелкие события, происходящие на другом конце света или совсем рядом, способны в одночасье менять условия нашего материального существования. Все существующие на сегодняшний день общественные институты — нации, государства, города и городские районы, семьи, корпорации, церковь, благотворительные учреждения и школы — вынуждены постоянно меняться, просто чтобы выжить. Власть всюду ставится под сомнение.

Легко и быстро можно провести любое исследование. Любой может опубликовать свои работы и взгляды. И мы постоянно пытаемся каким -то образом отфильтровать бесконечный поток информации из бесчисленного числа источников. Ничему не удается надолго закрепиться в статусе самого современного. То, что мы знаем сегодня, может устареть уже завтра. То, во что сегодня трудно даже поверить, завтра может стать избитой истиной. И темп все продолжает ускоряться. Год — огромный срок, а пять лет уже галлюцинация. Ключевым становится значимoe в краткосрочной перспективе. В мире, где все меняется, имеет смысл только мгновенная непосредственная реакция. В этом мире взаимозависимостей и быстро меняющейся паутине переменных поколение Y чувствует себя вполне комфортно.

Они и не знали, что может быть по-другому. Изменчивость — их естественная среда обитания. Глобализация не заставляет их чувствовать себя мелкими, скорее они чувствуют себя гражданами мира. Развитие технологий не оставляет у них чувства, что надо бежать, чтобы успеть угнаться, а напротив, дает им ощущение надежной взаимосвязи с другими. Общественные институты находятся в состоянии постоянных изменений, но и это не проблема. Поколение Y так и так проходит через них, стараясь выжать из них максимум опыта и ресурсов. Власть имущие и авторитеты могут рассыпаться у всех на глазах. А поколение Y не становится от этого циничнее, скорее это дает им веру в героев одного дня.

В течение всего одного дня нас может затопить таким объемом информации, что всей жизни не хватит, чтобы с ней разобраться. Но у поколения Y нет ощущения, что их перегрузили информацией или что они плохо информированы, они скорее ощущают себя будущими экспертами по всем вопросам. Темп жизни ускоряется, и вот мы уже ожидаем, что все будет происходит немедленно. Но поколение Y не чувствует замедления на этом фоне. Они скорее становятся нетерпеливыми. Единственное настоящее время — это время сейчас. Постоянные перемены означают, что нельзя рассчитывать, что что-то останется неизменным. Но у поколения Y нет чувства ностальгии. Скорее это дает им свободу избавляться от того, что навевает скуку, открыто принимaть новое и постоянно творить себя.

Почему же поколение Y чувствует себя настолько уверенно и хладнокровно перед лицом этой неопределенности? Одна из причин в том, что они росли в «декаду ребенка». Если поколение Х росло в обстановке почти полного отсутствия контроля, то поколение Y росло в условиях избыточного внимания. За небольшой срок между детством поколений Х и Y доминирующая модель воспитания и обучения детей была направлена на формирование у них уверенности в себе и высокой самооценки. Все детство им вновь и вновь повторяли: «Ты все правильно говоришь, думаешь или делаешь. Доверяй своим чувствам. Не обращай внимания, как играют другие дети. У них свой способ, а у тебя свой. Их способ важен, и твой способ тоже важен». Это то, что детская психология называет «позитивной толерантностью». И это было только первым шагом в сторону разрушительной лжи о том, что все мы «победители» и «приз получит каждый». И действительно, в детстве им достаточно было просто присутствовать и участвовать, чтобы получить награду.

На каждом этапе родители их направляли, им помогали, их поддерживали, тренировали и оберегали. Сколько они себя помнят, их уважали и с ними нянчились, их включали в списки, измеряли, обсуждали, ставили диагноз и лечили, составляли для них программы и приспосабливались под них, с ними считались и их награждали. В попытке воспитать поколение сверхдетей их родители, возможно, ускорили их детство. С одной стороны, сегодня дети очень быстро взрослеют (я часто говорю, что сегодняшние двенадцатилетние не уступают прежним девятнадцатилетним), а с другой стороны, они остаются накрепко «пришвартованными» к своим родителям и тогда, когда им уже сильно за двадцать. Такое стремительное взросление ведет к затянувшейся незрелости. Многие психологи отмечают, что представители поколения Y порой ведут себя как незрелые подростки, будучи уже взрослыми людьми (я часто говорю, что нынешние тридцатилетние ведут себя как прежние двадцатилетние).

Сила различий, наконец, опрокинула плавильный котел. Поколение Y — самое разнообразное поколение в истории с точки зрения этнического происхождения, географии, способностей, недостатков, возраста, языка, предпочтений в стилях жизни, сексуальной ориентации, цвета кожи, размера и всех других критериев, по которым людей можно классифицировать. Но это не вызывает у них чувства страха или разобщенности. Скорее они поднимают концепцию разнообразия на принципиально новый уровень. (Я называю это бесконечное или абсолютное разнообразие.) Для представителей этого поколения каждый человек являет собой уникальную комбинацию из своего происхождения, черт характера, опыта — своей собственной формы разнообразия. У них нет потребности соответствовать каким -то общепринятым стандартам, чтобы быть вхожими в сложившиеся общественные институты.

Для этого поколения быть другим — это круто. А уникальность — есть ключ к самоидентификации. Они постоянно экспериментируют, пытаясь сформировать свое «я» со всем присущим им пылом и оригинальностью. В мире поколения Y выбор вариантов реализовать себя огромен, а возможности для комбинирования бесконечны. Каким же образом они постоянно видоизменяют свою уникaльнocть? Они пытаются сделать по индивидуальному заказу все, что только возможно. Это не ограничивается только продуктами или услугами, которые они приобретают. Это идея проникла очень глубоко. Они хотят внести индивидуальность в свой разум, тело и дух.

С помощью индивидуально организованного информационнoгo пространства — Интернета — они индивидуализируют свой разум. Они жадно поглощают все возрастающий поток пищи для ума: картинки, звуки, впечатления, тексты на различныx носителях и в различных форматах из увеличивающегося количества источников по увеличивающемуся количеству поводов (учеба, приобретение новых навыков, самообразование, здоровье, развлечения, новости, быт, потребление, планирование жизни и смерти, духовный поиск и так далее). Они информационные наркоманы битов и байтов, смешивающие и соединяющие нравящиеся им точки зрения. Они знают, что доступной информации из самых разных источников и на самые разные темы будет все больше и больше. В этом мире представителям этого поколения удалось создать свой индивидуальный и постоянно меняющийся микс информации, знаний и смысла.

Способность находить и работать с информацией из различных источников дает каждому из них возможность выделить и создать тот смысл, который можно будет использовать и которым можно будет поделиться с сообществом по интересам, которое можно найти или создать в онлайне. В мире, где такое множество различных концепций, невозможны традиционное мышление, знания и убеждения. Они привносят индивидуальность и в свои тела, используя широкий арсенал натуральных и искусственных инструментов и техник, которые идут гораздо дальше просто татуировок, пирсинга и других модных веяний. Спектр очень широк: от культивирования необычных пристрастий в еде до любви к различным операциям, от использования Риталина до полного натурализма, от занятий йогой до увлечения стероидами, имплантатами, отбеливанием зубов, кремом для загара и так далее и тому подобное.

Помимо семьи, они индивидуализируют ключевые для себя отношения, преодолевая пространство и время с помощью сети. Они умудряются создать даже свой собственный духовный путь, соединяя части различных учений и религиозных традиций, отвергая другие, и в итоге выбирая свою собственную комбинацию ценностей, убеждений, веры, духовных и религиозных практик. Для поколения Y индивидуализация — это тот священный Грааль, который всегда находился у них под рукой. С первых же дней работы они стремятся к тому, чтобы оставлять для себя открытыми различные варианты, максимально использовать всю свою уникальность, и встроить свою индивидуальную карьеру в индивидуальную жизнь, которую они пытаются построить.


Раздел: Статьи
Метки:
Пятница, 03.08.2012
Судейская атрибутика и аксессуары для тренировок

Разделы сайта

Раздел: Статьи [3 из 36 постов]


Одной из особенностей сервиса Яндекс.Словари является то, что, помимо обычных переводов, в результатах приводятся также разговорные выражения слов. Для поиска ...