Главная  →  Видеосюжеты →  Футбольная столица →  Сами мы не местные

Сами мы не местные



С каждым годом число болельщиков «Зенита» не из Санкт-Петербурга неуклонно растет. Михаил Калашников пытается разобраться, что это значит и в какую сторону клубу придется двигаться в ближайшие годы.

Команда не для одного города

В Петербурге у «Зенита» нет конкурентов, и вряд ли они появятся в ближайшее десятилетие. Клубный монополизм – редкий случай для города таких размеров. Да, тут не хватает эмоциональных дерби и увлекательной культуры бытового антагонизма («Не отдам дочь за болельщика «Эвертона»»), зато доходы и внимание ни с кем не нужно делить. Впрочем, современный футбольный клуб не заканчивается на стадионе и даже в десяти станциях метро от него – там он только начинается.

Вот уже несколько лет «Зенит» – больше, чем городской клуб. Доля региональных болельщиков в аудитории сине-бело-голубых постоянно растет: среди посетителей официального сайта в 2012 году она составила примерно 40 процентов. В этом нет ничего удивительного: петербургская аудитория сайта (около 4 миллионов человек) практически исчерпана – каждый местный пользователь интернета хотя бы раз в год набирает в браузере www.fc-zenit.ru. Даже сайт фанатов «Ландскрона» открывает новый раздел «Регионы», собирая адептов со всей страны.

Росту числа болельщиков способствуют победы в российском чемпионате и регулярное участие команды в еврокубках. Потенциальная телеаудитория чемпионата России – десятки миллионов зрителей. Аудитория Лиги чемпионов уже достигает миллиарда. По данным исследования Nielsen, сейчас «Зениту» симпатизирует примерно четверть всех, кто интересуется футболом в России,– миллионы человек по всей стране.

Еще один фактор – появление филиалов Академии «Зенита» в других городах. Даже если школа раз в три года даст одного игрока для дубля, тысячи детей, их родственников и друзей навсегда останутся поклонниками клуба. С ростом числа болельщиков в регионах они будут все эффективнее объединяться – формально и неформально. В конце концов, чуть ли не самая важная часть боления состоит в том, что у тебя есть «свои».

Глобальная конкуренция

В телевизоре и интернете не существует расстояний. У людей стало больше возможностей выбирать спортивное зрелище себе по вкусу, а значит, все клубы мира конкурируют со всеми. Во многих странах отмечается «феномен второго клуба»: человек может считать себя болельщиком «Гютерсло» или «Лейрии», потому что он там родился, но на самом деле уделять куда больше внимания команде иных масштабов – «Боруссии» или «Бенфике». Там, где футбольная культура тоньше, второй клуб обычно зарубежный, а поддержка местной команды либо отсутствует, либо сугубо формальна.

К примеру, у «Барселоны» почти полторы тысячи официально зарегистрированных фан-клубов («пеньяс») по всему миру – не только в Европе, но и в Чикаго, Сеуле или Аммане. Не так давно открылся официальный фан-клуб «Барселоны» в Нигерии – стране, где собственный чемпионат не выдерживает конкуренции с европейскими лигами. Руководители местных клубов жалуются, что на матчи, начало которых совпадает с играми английской премьер-лиги, почти никто не приходит.

У «Барселоны» есть официальный твиттер-аккаунт на японском, арабском, китайском. Смысл этого не в колонизации неосвоенных территорий – повсему миру уже есть миллионы болельщиков клуба, они появляются сами собой, стремясь к более интересному и красивому зрелищу. Твиттер на родном языке нужен для того, чтобы помочь им собраться вместе и получать больше удовольствия. Конкретно у «Барселоны»– 145 миллионов болельщиков в Азии и 77 миллионов в США.

Если «Зенит» хочет входить в условные топ-16 мировых клубов (а для других задач игроков масштаба Халка не покупают) и постепенно становиться прибыльным бизнес-предприятием, то рано или поздно – желательно рано – ему тоже нужно будет охватывать и самые дальние рынки. Футбол привлекает внимание во всем мире, но преимущество, в том числе и финансовое, будут иметь клубы более доступные и предлагающие больше эмоций.

Например, болельщики на других концах земли нуждаются в том, чтобы хотя бы изредка видеть любимцев своими глазами. Игрокам придется участвовать в многочисленных промоакциях. На самых насыщенных рынках (к примеру, в NFL – лиге по американскому футболу) доходит до того, что города покупают право проведения регулярного матча какой-то из команд. В европейском футболе клубы с глобальными целями стремятся играть за пределами города товарищеские встречи и турниры. Скорее всего, не за горами времена, когда и рядовые матчи кубков или молодежных команд начнут проводить в других городах и странах. Болельщикам из Петербурга стоит быть к этому готовыми.

«Зенит» как символ города

Лионеля Месси в мире знают больше людей, чем архитектора Гауди. По числу поисковых запросов в Google первый обогнал второго в 2007 году и теперь превосходит в десятки раз. «Барселона» давно уже не просто команда и даже не просто достопримечательность. Это туристический магнит, причина для поездки. В Европе много красивых городов, древностей, моря и вкусной еды. Но куда меньше мест, где можно ощутить восторг от игры и почувствовать себя частью футбольной истории. В Англии, скажем, футбольный туризм уже составляет пять процентов от всей туристической индустрии и продолжает расти: 900 тысяч человек приезжают в страну, только чтобы сходить на матч.

Как и Барселона, Санкт-Петербург, возможно, самый притягательный город страны и сам по себе, но в сочетании с «Зенитом» он, определенно, становится еще лучше. Чем больше болельщиков за пределами города, тем больше людей могут задуматься о том, чтобы купить наконец билеты на матч любимой команды и провести уик-энд на Неве. Таким образом, интерес к футболу, начинаясь на поле и доходя благодаря телевидению и интернету до любых уголков планеты, в итоге все равно возвращается обратно на стадион.

Михаил Калашников – креативный директор Sports.ru. По образованию математик, работал программистом и писал о спорте. Сейчас улучшает российский спортивный интернет всеми доступными способами. Любит интересные истории про необычных людей, искренние эмоции, российский и португальский футбол.


Пятница, 29.03.2013
Судейская атрибутика и аксессуары для тренировок

Разделы сайта

Раздел: Футбольная столица [1 из 7 постов]


Фанаты продолжают подводить итоги уходящего сезона. Сегодня своим мнением делится Евгений Пономаренко (Celt) Женя, как в целом оценишь сезон-2010/2012? Это ...