Главная  →  Другие виды спорта →  Преподаватель йоги — учитель или кумир?

Преподаватель йоги — учитель или кумир?



Преподаватель йоги, чтобы получить группу, проходит довольно серьезное и очень длительное обучение – минимум 6-9 лет. Понятно, что к этому времени человек обладает колоссальным опытом. В этот момент особенно важно адекватно передать этот опыт, не исказив его, тем самым не искажая и сущность человека, занимающегося йогой.

Нередко преподаватели сталкиваются с тем, что в фитнес-центре их просят «упростить» свои занятия. На это грамотные преподаватели, как правило, не идут. Как говорит Александр Куликов, «изменять методику преподавания кундалини-йоги в угоду фитнесу считаю не только принципиально невозможным, но и назову просто опасным». Йога – это глубинное воздействие на сущность человека, любые изменения переданных знаний и практик преподавания могут привести к непоправимым последствиям. Достаточно того, что мастер кундалини и так серьезно переработал изначальное учение, привезя его на Запад и адаптировав под соответствующий менталитет.

Внесение изменений в существующие методики может повлечь серьезные осложнения. К тому же Александр Куликов не считает, что это в принципе необходимо. Если люди идут на йогу – она им интересна, будь то фитнес-центр или йога-центр. Они готовы изучать ее так, как преподаватель преподносит, так что менять свои установки вовсе не нужно, многих даже устраивают онлайн трансляции занятий. А если кому-то это покажется сложным – он уйдет. А если уйдет – значит, ему это было не так уж нужно.

Но из этого следует другая проблема. Преподаватель йоги в своем глубоком проникновении в суть учения буквально заражает своим азартом и увлеченностью приходящих в фитнес-клуб людей. В йоге гораздо больше, чем в фитнесе, опасен синдром «влюбленности» в тренера. Мы знаем, что из-за ухода инструктора из клуба могут уходить и клиенты. Та же история свойственна и для йога-центров, причем нередко в гипертрофированной форме. О проблеме рассуждает Елена Ульмасбаева: Достоинства яркого преподавателя лучше всего видны в его работе с начинающими учениками. Новичок еще не совсем утвердился в своем решении заниматься, совсем не способен направлять свою практику, а испытываемое после занятий удовлетворение и подъем все еще могут быть перевешены ленью и не окончательно перестроившимся распорядком жизни. В такой ситуации преподаватель, способный «зажечь», повести за собой, может придать новичку необходимую мотивацию и уверенность. Такому преподавателю легче поверить. Именно вера заменяет знания и опыт на начальном этапе. Увлечься яркой личностью для многих намного проще, чем увлечься практикой и философией. Увлечение серьезными аспектами практики приходит несколько позже.

Но харизматичность преподавателя – помимо излишней привязанности учеников – может привести и к другим нежелательным последствиям. Люди начинают делать акцент не на том, ЧЕМ они занимаются, а на том, с КЕМ, и в итоге им становится все равно, чем заниматься, лишь бы с «любимым учителем». Ни занятиям йогой, ни успеху зала это не способствует. Еще одним минусом является то, что стоит такому преподавателю заболеть – и вся его группа перестает посещать занятия, и даже замена на преподавателя, ничем не уступающего, людей не возвращает. Если это происходит, то говорит о еще одной недоработке – преподаватель не сумел донести до учеников важность регулярности в практике.

В свете всего вышесказанного я бы отметила, что вторая по значимости заповедь преподавателя йоги – соблюдать надлежащую дистанцию между собой и учениками. Поясню эту мысль. При правильном построении практики ученики с первых шагов испытывают интенсивные положительные эмоции от занятий, ощущают трансформирующее воздействие йоги. На этой начальной стадии многим новичкам свойственно приписывать это воздействие персонально учителю. На самом же деле источником благотворного воздействия являются знание и мудрость йоги, тысячелетней традиции.

И преподаватель должен обратить внимание учеников на эту глубокую разницу. В попытках чаще испытывать положительные ощущения, свойственные успешной практике, многие начинают навязчиво искать общения с преподавателем за пределами зала, кто-то «творит себе кумира» или питает чувство влюбленности. Последнее особенно свойственно ситуации, когда преподаватель мужчина, а ученик – женщина. Все эти вещи мешают преподавателю делать свою работу, а ученикам – прогрессировать. И преподаватель, как человек более опытный и ответственный за ситуацию, обязан быть честным с людьми и соблюдать субординацию. Разумеется, совершенно несовместимо с преподаванием манипулирование людьми, по неопытности или в силу других причин поддавшимися соблазну. Любые попытки абсолютизировать свое значение, присвоить себе статус «гуру» и тому подобное – верный и достаточный критерий профнепригодности».


Метки:
Вторник, 06.11.2012
Судейская атрибутика и аксессуары для тренировок

Разделы сайта

Раздел: Другие виды спорта [42 из 143 постов]


Создавая фитнес-клуб, многие владельцы совершают ошибки, даже не подозревая об этом. В будущем эти просчеты аукнуться клубу, нанеся ущерб его ...