Главная  →  Другие виды спорта →  Как стать пилотом Формулы 1?

Как стать пилотом Формулы 1?



Великий Айртон СЕННА бредил автомобилями с детства и любил повторять, что машины для него — сама жизнь. Соперники же считали, что бразилец — идеальный пилот, обладающий всеми необходимыми качествами.

«Вся беда в том, что мой отец торговал курами в провинциальном городке, — признался как-то победитель международного первенства по автогонкам «Формулы-3000» Винченцо Соспири, — Его звали не Грэм Хилл и не Жиль Вильнев. Поэтому у меня никогда не было тех денег, которые необходимы для того, чтобы попасть в сильную команду…»

Может показаться, что итальянец лукавит. В конце концов в любом виде спорта главное — талант, трудолюбие, желание и умение добиваться поставленной цели. Так-то оно так, но в автогонках, в отличие от хоккея или баскетбола, все это — безусловно, необходимые, но отнюдь не достаточные условия. Чтобы сесть за руль автомобиля «Формулы-1», нужно обладать не только талантом гонщика, но и шести-семизначным счетом в банке, умом шахматиста, сметкой бизнесмена, обаянием кинозвезды, мышцами атлета, моральной устойчивостью Штирлица, отвагой тореадора, железными нервами канатоходца и несокрушимой психикой космонавта.

Талант

И все-таки талант — на первом месте. А что это, собственно, такое? «Искусно управлять гоночным автомобилем — это очень просто и очень сложно одновременно, — считает трехкратный чемпион мира Джек Брэбхэм, — Машину нужно ощущать не только руками и ногами, но и — не сочтите за грубость — собственной задницей. Каждой клеточкой тела необходимо прирасти к ней. как к своему ботинку».

В ходе гонки пилоту необходимо не просто догадываться, а точно знать, в каком состоянии узлы и агрегаты автомобиля: сколь изношены шины, как работают пружины и амортизаторы подвески, достаточно ли нагружены встречным потоком воздуха аэродинамические приспособления — антикрылья, дефлекторы, спойлеры. Он обязан слышать и оценивать работу мотора, сцепления, коробки передач и доходчиво описать свои ощущения механикам и инженерам в боксах, чтобы они вовремя исправили недостатки машины.

Выдающимися качествами гонщика-испытателя славились Нельсон Пике, Ален Прост, Айртон Сенна. Сегодня пилотами- инженерами по праву можно назвать Михаэля Шумахера, Жака Вильнева, Алессандро Занарди. А вот, к примеру, Найджел Мэнселл никогда не отличался выдающимися техническими способностями.

Англичанин брал другим. «Мэнселл сделан из того же теста, что и Грэм Хилл. — говорил о чемпионе мира 1992 года выдающийся пилот 50-х годов Стерлинг Мосс, — Оба своими успехами обязаны каждодневной напряженной работе, мужеству и отваге».

Смелость

Работоспособность — неотъемлемое качество любого спортсмена, но кто будет спорить, что смелость, умение бестрепетно взглянуть в глаза смертельной опасности присущи автогонщику все же чуть больше, чем футболисту или пловцу. В 50 — 60-е годы каждый сезон был отмечен гибелью одного-двух, а то и нескольких, пилотов. Сегодня безопасность автогонок возросла на порядок. Однако стоит вспомнить «Гран-при Сан-Марино» 1994 года, унесший жизни Сенны и Роланда Райценбергера, чтобы понять: скорость 350 км/ч в автомобиле не может быть безопасной. «Самое сложное в нашей работе — езда в дождь, — говорил известнейший австрийский пилот Герхард Бергер, — Она проверяет все ваше мастерство и реакцию. Когда в двух-трех метрах перед вами за стеной дождя мчатся несколько машин, вы практически ничего не видите. Соперников можно только угадывать по шуму моторов. Когда он внезапно стихает, вы можете предположить, что лидер скрылся за поворотом».

Блестяще ездили в дождь Мосс и Сенна. Но не за счет безрассудной смелости, которой еще совсем недавно отличался, скажем, француз Жан Алези. И англичанин, и бразилец, так же, как теперь Шумахер-старший, тонко чувствовали машину, зная ее и свои возможности и предельную степень риска в данную минуту на конкретной трассе.

Не менее важны — и на мокрой, и на сухой трассе — тактика и стратегия. Какие шины — мягкие continental зимняя резина и быстрые или потверже и подолговечнее — выбрать, как настроить подвеску, какие углы атаки задать передним и задним антикрыльям, сколько раз заезжать в боксы на дозаправку и смену шин — все это пилот должен определить перед стартом, и от его решения зависит скорость прохождения поворотов и прямых.

Психология

Необходимо еще правильно распределять свои силы в течение девяти месяцев, пока длится чемпионат мира, верно оценивать возможности собственной команды и соперников, с тем чтобы не терять слишком много очков в проигрышных ситуациях и выжимать максимум из выигрышных. Отсюда прямо вытекает еще одно необыкновенно важное качество: психологическая устойчивость в сочетании со способностью прессинговать психику соперника.

Великолепным психологом давления был трехкратный чемпион мира Сенна. А сегодня его наследником по праву можно назвать Михаэля Шумахера. Из любой ситуации немец умудряется извлечь выгоду для себя. Вспомните хотя бы прошлогоднюю аварию в Спа: Шумахер не успел затормозить и врезался в «Макларен» Дэвида Култхарда, внезапно появившийся перед ним в пелене дождя. Но при этом сумел убедить многих, что злодей-шотландец специально его подкараулил, чтобы убрать с трассы. А вспомните борьбу Шумахера с Дэмоном Хиллом в 1994-1996 годах. Тогда Михаэль буквально веревки вил из своего соперника, заставляя нервничать и ошибаться в простейших ситуациях. Как, например, в решающей гонке сезона-94 в Аделаиде.

Выносливость

Не меньше силы воли пилоту «Ф-1» необходима выносливость. «Главный враг, — говорил четырехкратный чемпион мира Прост, — ужасные физические нагрузки. Посмотрите на мою шею — она крепкая, как у быка. Это гонки сделали ее такой. Но стоит вам чуть-чуть недотянуть ремень, фиксирующий шлем, и через несколько кругов не выдерживают даже железные мускулы, а голова болтается, как ядро в скорлупе сухого ореха. Разумеется, уверенно управлять автомобилем в таком состоянии невозможно».

Однако культуристам со скульптурными мышцами за рулем «Формулы» тоже делать нечего — в тесном кокпите машины гораздо лучше чувствует себя человек умеренного телосложения. Большинство чемпионов мира — Фанхио, Стюарт, Андретти, Пике, Прост, Сенна, Вильнев — были ниже среднего роста, а комплекцией походили на жокеев.

«Больше всего меня угнетает жара, — как-то пожаловался Бергер. — Раскаленный воздух от двигателя, радиаторов, особенно если вы преследуете соперника по пятам, буквально заполняет вас. А ведь большинство гонок проходит летом. В самую жару». Организм пилота испытывает чудовищные нагрузки. Исследования «Макларена» в начале 90-х показали, что средне-обычный пульс гонщика после старта — 180 ударов в минуту, и так — на протяжении полутора-двух часов! «С таким пульсом вас непременно бы уложили в отделение интенсивной терапии», — улыбается экс-пилот «Ф-1» Джонатан Палмер. Кстати, врач по образованию.

Но вернемся к Бергеру. Австриец — настоящий великан среди пилотов Гран-при». Его рост (как и у его земляка Александра Вурца) — 185 см. И Герхард не раз как бы мимоходом замечал, что обязательно стал бы чемпионом, если бы не был таким высоким.

Фанатизм

Впрочем, коллега Бергера по «Формуле — 1» Джонни Херберт считает иначе: «Герхард замечательный гонщик. Одна беда — он слишком любит жизнь. Он помнит, что помимо гонок существуют еще симпатичные женщины, хорошие вина и приятный отдых в теплой компании. А в сегодняшней «Формуле-1» обо всем этом необходимо забыты.»

Да, нынешний пилот «Ф-1» — начало этому положил «автоголик» Сенна, от которого ушла жена, не прожив со знаменитостью и года («Он не думает обо мне — все его мысли об автомобиле!»), — не может себе позволить даже думать о том, что могло бы отвлечь от главного — победы в чемпионате мира. Ловелас Бергер такое себе позволял. А Дэймон Хилл никогда не забывает о своей большой семье и тяжелобольном сыне. Поэтому им обоим порой бывает трудно сосредоточиться на гонках, подчинить все свои желания достижению цели.


Неужели же участники чемпионата мира — это две дюжины идеальных суперменов, каких-то монстров со стальными канатами вместо нервов, углепластиковым сердцем и электронным мозгом? Нет. конечно, среди гонщиков «Ф-1»есть и бесспорные таланты, и пилоты не столь высокого класса. Ведь не существует никакой «приемной комиссии^, которая определяет, годен тот или иной кандидат к состязаниям самых сложных и совершенных гоночных машин. Попасть в обойму можно разными путями.

Первый — последовательное прохождение длинной и трудной лестницы к чемпионской вершине. Сначала картинг — состязание гоночных микроавтомобилей, затем национальные и международные соревнования младших формул. Но даже если на этом уровне вы поразите мир необыкновенным талантом, вам отнюдь не гарантирована «Формула- 1. Ибо места в немногих командах-лидерах уже заняты, а в составе аутсайдеров большей частью числятся пилоты, которые сами платят за право стартовать в чемпионате мира. Или из собственного кармана, или, чаще, от щедрот своего спонсора. Так, скажем, попали в «Формулу-1» бразилец Педро-Паулу Диниц, в чьем распоряжении папашины миллионы, или испанец Марк Хене, опирающийся на деньги национального нефтяного концерна «Репсол».

Идеальный вариант, когда у вас есть и талант, и деньги. Ведь картинг и «младшие формулы» тоже стоят немало. Скажем, сезон в национальном первенстве Италии потребует сумму в десятки тысяч долларов, а в «Формуле-3» — на порядок больше.
Сенна никогда не испытывал денежных проблем — любящий отец не только финансировал увлечения Айртона, он даже построил картинговую трассу в собственном поместье. Отец Пике был министром в правительстве Бразилии, родители Жака Вильнева и Дэмона Хилла — всемирно известные гонщики. Поэтому для этих «золотых сынков» путь к вершине автоспорта был прямым и легким — к мешкам папашиных денег оставалось лишь добавить все остальные необходимые качества. Совсем просто, не правда ли?

Но ради чего все это? Зачем унижаться перед спонсорами, вымаливая сотни тысяч и миллионы, зачем на долгие годы отказываться от радостей жизни? Зачем смертельный риск и самоотречение? Вот что сказал как-то чемпион мира 1978 года Марио Андретти: «Радость победы невозможно выразить словами. Чувства, переполнявшие меня на пьедестале, я просто не смогу забыть. Даже если очень постараюсь. И чтобы испытать их еще раз. я вновь и вновь сажусь за руль. Пока есть силы».


Воскресенье, 11.09.2011
Судейская атрибутика и аксессуары для тренировок

Разделы сайта

Раздел: Другие виды спорта [93 из 143 постов]


26 августа в Олимпийском зале Комитета по физической культуре и спорту Санкт-Петербурга состоялась пресс-конференция, посвященная проведению в нашем городе финального ...